Первое, что надо сделать при разговоре о последней работе самой популярной рок-группы страны, так это отбросить снобистские предубеждения и «прогрессистскую» ограниченность в отношении к творчеству Юрия Шевчука. Иначе зашоренный взгляд уловит лишь маленький фрагмент огромного визионерского полотна. Шевчук буквально прыгает выше головы, его амбиция колоссальна и что самое поразительное — полностью оправдана. Чего только нет в этом двойном альбоме. Это и косноязычный рэп, который захлебываясь читает лидер DDT («Солнечный свет»), и по-настоящему свирепо звучащий индастриал-рок («Эй, ты, кто ты», «Кризис»), и пронзительные стихи, в которых слышен пульс бескрайних евразийских пространств («Проводник»), и трансовые вставки русского фольклора, и, конечно же, настоящие народные хиты, за которые его любят даже по разные стороны баррикад («Песня о свободе»). В отличие от концептуального монолита первого диска, второй составлен из более традиционных для DDT, доступных песен, сочиненных за последние десять лет, и идет как бы бонусом — тут Шевчук уже меньше говорит прямо от себя, разыгрывая, как Высоцкий, разные социальные роли. Наверняка был у «музыканта Юры» соблазн сделать из «Иначе» прямую политическую агитку, но к его чести он оказался больше и шире этого. И потому выиграл — и в творческом смысле, и в мировоззренческом. Главное здесь — размер, масштаб, какого в нашей музыке больше не сыскать. Шевчук говорит не только о нашей стране, он ясно видит разворачивающийся цивилизационный кризис в целом, прозревает новый цифровой палеолит. А самое поразительное, что в этом шуме мрачного будущего наперекор всему звучит и оптимистическая нота. И даже если и не все из задуманного удалось Юрию Юлиановичу, все равно «Иначе» — это титаническая попытка по-настоящему большого человека большой страны. Андрей Бухарин
|